ДОПУСТИМА ЛИ РИХТОВКА КОЛЕС ?

Целью нашей статьи является оценка возможности восстановления геометрии обода колеса (рихтовки) при его деформации в процессе эксплуатации.

 

Прочность и геометрия ободьев колес оказывают существенное влияние на безопасность движения и экономические показатели работы автомобиля, комфортабельность и устойчивость при движении. Существующее состояние дорог в Украине и близком зарубежье приводит к локальным деформациям обода, а следовательно и к негативным влияниям на подвеску автомобиля. Водители вынуждены выполнять рихтовку ободьев, пытаясь исправить биение и дисбаланс колес.

 

Но насколько это опасно для дальнейшей эксплуатации автомобиля? Приведет ли правка обода колеса к недопустимому снижению прочности и жесткости колеса?

Современная конструкция холодноштампо-ванных колес, ее прочность и жесткость, обеспечивается параметрами технологии обработки давлением, т.е. технологическим наследием. Рассмотрим, что происходит с металлом обода колеса в процессе эксплуатации.

Повторное циклическое нагружение обода колеса в процессе эксплуатации сказывается как на сопротивлении металла деформации, так и на физико-механических свойствах обода, снижая прочность и жесткость. При этом ряд элементов конструкции обода деформируются и получают дополнительное технологическое наследие. Искажение геометрии обода приводит к дисбалансу с вытекающими отсюда негативными последствиями. Рихтовкой водители пытаются восстанавливать геометрию обода, изменяя технологическое наследие металла.

Ободья колес изготавливаются из листового проката профилированием с применением операций холодной штамповки и сварки встык. Интенсивность деформаций металла в процессе изготовления ободъев колес на отдельных участках достигает 25-28%. Максимальное относительное удлинение материалов, используемых для изготовления ободьев колес, лежит в пределах 31-35%. Следовательно, технологическая наследственность ограничивает ресурс пластичности обода колеса в пределах 6-7%. Максимальное утонение в местах радиусных переходов от боковой стенки к середине центрального ручья составляет 20% от толщины исходного металлопроката согласно ОСТ 37.001.246-82. Это свидетельствует об отсутствии резервов пластичности металла для дальнейшего пластического формоизменения. Места правки будут обладать пониженной прочностью и жесткостью.

Кроме того, при производстве колес на промышленных предприятиях строго выдерживаются и контролируются геометрические параметры посадочной полки под шину и бортовой закраины обода. Контроль указанных параметров производится специальным мерительным инструментом, которого нет в мастерских.

Следовательно, рихтовка деформированных колес, с точки зрения дальнейшей эксплуатации, чрезвычайно опасна и недопустима, так как может привести к разгерметизации шины и разбортировке колеса во время движения.